Только посвящённые друиды точно знали — когда. Скажу одно — в начале лета. В ту пору, когда в многочисленных пещерах и уединенных долинах Прованса собирались загадочные змеи. Тугими клубками они сплетались друг с другом, воздух вокруг звенел от их пронзительного свиста, а от их объятий дрожала земля и отступала средиземноморская жара.
Час за часом, из кожи змей сочились слюна и пена, и мало-помалу из этой смеси на свет появлялся овальный предмет. Объятия не прекращались до тех пор, пока он не принимал правильную и определенную форму яйца. Когда это яйцо достигало максимальной степени совершенства, змеи торжественно поднимали его в воздух и с помощью дыхания, свиста и энергии возбуждения удерживали его от соприкосновения с землей.
Друиды утверждали, что обладание этим загадочным яйцом сулило могущество и счастье, и в смельчаках-похитителях недостатка не было. Добыть яйцо следовало в подходящий лунный момент, а проверить подлинность артефакта было проще простого: если всё сделано правильно, то яйцо всплывёт, когда его опустят в воду и оставит на поверхности круги из чистого золота.
Путь к вожделенному сокровищу был тем более страшен, что тот, кто решался дерзнуть, должен действовать в одиночку и не мог использовать никакого оружия против волшебных змей. Короче говоря, смелый охотник подвергался тысяче опасностей, и имел мало шансов на успех. Но чем труднее завоевание, тем оно имеет большую ценность, не правда ли? Зато потом сокровище можно носить на шее: оно гарантировало успех во всех начинаниях и торжество над врагами, кем бы они ни были. Словом, счастливчик становился самым удачливым человеком на свете.
В древних прованских летописях сохранилось имя юноши, которого не испугала перспектива столкнуться с величайшими опасностями. Lu Pistachié, Лу Фисташка (а в те времена в Провансе фисташками дразнили тех, кто «ищет неприятности») отправился на поиски змеиного яйца. Случилось это в конце мая, в те годы, когда великая Аврелиева дорога уже прошла через Фрежюс, но еще не достигла Арелата.
Лу проделал долгий путь по берегу серебряной реки Аржанс, прежде чем оказаться возле таинственного грота, овальный вход в который сам по форме напоминал форму яйца. Он бесшумно проскользнул в пещеру, спрятался за камнем и замер в ожидании. Боясь даже моргать, он внимательно наблюдал за змеиным ритуалом, рискуя каждое мгновенье быть замеченными и умереть от змеиного яда.
Затаив дыханье, Фисташка дождался торжественного момента, когда яйцо стало совершенным и парило в воздухе, не касаясь земли. Старый друид научил его, что момент этот чрезвычайно короток, и надо уметь его уловить, не дрожа, не колеблясь ни секунды, потому что малейшая неточность, малейший неверный маневр приведет к провалу операции по похищению. А неудача в этом случае означала верную смерть.
Едва яйцо повисло над змеиным клубком, как Лу Фисташка бросился к змеям и подсунул под него мешок. Один ловкий жест — и яйцо было схвачено. Тотчас же Лу выскочил из пещеры и бросился к привязанной перед входом лошади. Он поскакал тройным галопом — теперь ему предстояло удрать от разъяренных змей, которые немедленно бросились за ним в отчаянную погоню. И горе ему, если он дрогнет хотя бы на мгновенье! Друид научил его, что когда он перескочит через широкую и глубокую реку Аржанс, змеи не смогут через неё перебраться и оставят его в покое. Если же разъяренные твари догонят, то пощады не жди. Лу гнал лошадь что есть силы, и единственная мысль, что билась в голове: спокойно, Лу, не разбей хрупкое яйцо!
Потому что — а это Фисташке несколько раз повторил старый друид —упади яйцо случайно на землю, всё, пиши пропало, оно тут же потеряет все магические свойства. А за змеиным яйцом таковых значилось великое множество! Не говоря о медицинских добродетелях, таких как защита от болезней глаз или злых чар, лечение коклюша и восстановление от укуса змеи, за ними числились: предотвращение ночных кошмаров, помощь в разнообразных выигрышах (в том числе и судебных процессов), а также чудодейственная способность открывать свободный доступ к высокопоставленным особам (поговаривали, что он может помочь открыть двери даже к самому Цезарю!). Ещё камень помогал предсказывать будущее и разглядеть сквозь него фею или ведьму, замаскированных и пойманных в ловушку, если смотреть на них через середину отверстия.
Что??? Отверстие в змеином камне???
Да! Вот тут мы и добрались до самого интересного.
Оставим храброго Лу Фисташку гнать во весь опор к переправе через серебряную Аржанс. И обратимся к древним манускриптам.
«Я видел это яйцо: оно размером со среднее круглое яблоко, а скорлупа хрящевая, с множеством углублений, словно у щупалец осьминога. Оно известно среди друидов…» — утверждал Плиний Старший в I в н. э. Согласитесь, на яйцо змей, пусть и волшебных, это совсем не похоже. Поэтому-то «змеиные яйца» (в связи со спорностью вопроса, возьмём термин в кавычки) и беспокоили ученых мужей много веков, заставив пролиться немало чернил. Потому что они, эти господа-в-магию-неверующие, сломали свои плешивые ученые головы, ища ответа на вопрос: что же это, черт подери, такое???
Доподлинно известно, что «змеиное яйцо» было амулетом первостепенной важности у друидов и пользовалось среди магов большим уважением. В Англии его называли «ведьмин камень». В Шотландии — «кристалл друидов». Его использовали в течение очень долгого времени в некоторых кельтских регионах, задолго после официального исчезновения друидов. До 16-го века шотландцы носили на шее кусок стекла зеленого цвета размером с палец. Они утверждали, что это и есть затвердевшая слюна большого количества змей, собравшихся вместе. А отверстия в камне образуются их языками. Другие уверяли, что «камень друидов» сделан из укусов гадюки. Менее романтичные люди склонны были придерживаться теории, что «ведьминым камнем» может быть любой камень с отверстием, просверленным посередине водой.
Да, существует много мнений на этот счёт. Некоторые думают, что это — окаменелые морские ежи, другие — камни, вырезанные в форме яйца. Сегодня наиболее реалистичной кажется теория о том, что «змеиное яйцо» — это камень, «который представляет собой гладкую текстуру, напоминающую стекло с естественным отверстием».
А вам не кажется, что «камни друидов» с дырой как-то подозрительно напоминают нашего Куриного Бога? Того самого, которого создаёт вода, когда пробивается через него и протирает отверстие в самом слабом месте? Того Куриного Бога, что встречается в ручьях, реках или даже на пляже?!
Так это же сильно упрощает задачу! То есть тем, кто находит авантюру вторжения в кишащий змеями грот слишком опасной, стоит отправиться на море или на реку! Всего-то и нужно, что немного терпения: перелопатить гору камней на пляже и найти тот, единственный, дырявый. Он обеспечит защиту от сглаза, порчи и злых духов. Можно также попробовать через дыру в камне разглядеть притаившихся фей. Правда, открытие ворот во дворец Цезаря или Президента Куриный Бог не гарантирует.
А что же наш Лу Фисташка? Пока мы трусливо рассуждали о поисках на пляже волшебного амулета, он успел переправиться через Аржанс, прежде чем его догнали рассвирепевшие змеи. Не останавливаясь, он гнал лошадь до самой своей деревни, и только, когда крыши домов показались из-за ветвей, перешел на шаг. Старый друид уже ждал его — да и как могло быть иначе? Лу спешился, и отдал старику мешок.
Вот только не спрашивайте, зачем парень подписался на такое опасное мероприятие. Может, виной тому великан, который якобы поселился в лесу неподалёку, и от которого одно спасенье — оберег из «змеиного камня». Шептались, что парень совсем спятил, и собрался в одиночку покончить с римскими завоевателями. Или виной тому старый друид и его магические амбиции — это его колдовство лишило Лу Фисташку страха и здравого смысла. А может, всё дело во внучке друида? Не знаю. Давно это было, конец истории вместе с манускриптом много лет как слопали мыши.
Библиография:
Jean-Paul Clébert, Histoires et Légendes de la Provence Mystérieuse
Wigington Patti, How Hagstones Are Used in Folk Magic
Benjamin Adamah The Enigmatic Adder Stone
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comments