Однажды муж с женой отправились в лес за дровами. Жили они бедно, работали много, но голод и нищета были их верными спутниками всю жизнь. Они собирали упавшие сухие ветки на поляне, как вдруг услышали треск: кто-то огромный приближался из чащи. Не успели супруги и глазом моргнуть, как на поляну вышел страшный лохматый МЕДВЕДЬ!!! А надо сказать, что в те времена и в той местности, медведи были не как сегодня — а о-го-го какие! И имели тамошние медведи — а дело происходило в Пиренеях — слабость к женщинам. Наглый зверь схватил жену в охапку (на глазах у законного супруга!) и уволок к себе в берлогу. Вот ведь казус какой! А что ж муж, муж то что??? Представьте, стоял и дрожал! Не биться же за свою благоверную с медведем?!
Медведь спрятал женщину в пещере. Но он её на обижал, кормил, носил ей ягоды, коренья всякие… ну не знаю, может и шоколадки для неё воровал. В общем время они проводят вполне счастливо — медведь-то, в отличие от лопуха-мужа, был добытчик и альфа-самец.
Но то ли зима в тот год выдалась особо студёная, то тоска по мылу и расческе одолела, женщина вернулась в родную деревню — упс! — беременной! Реакция оскорбленного мужа не заставила долго ждать. Он решил наказать неверную жену за прелюбодеяние. С проклятьями он отволок её обратно в лес, бросил в медвежьей пещере, а вход заложил камнем. Там-то и родился младенец-медвежонок, которого женщина назвала Жан-От-Медведя. А как иначе-то?
Думаете это начало волшебной сказки? Посмотрим-посмотрим!
Саксон Грамматик (лат. Saxo Grammaticus) — датский хронист XII века, в очень серьезном шестнадцати томном труде «Деяния данов» (лат. Gesta Danorum) приводит исторический факт, который произошел в Королевстве Свевов, существовавшем на Пиренейском полуострове в V – VI веках: «Медведь в горах искал добычу и случайно встретил пастушку. Он взял её в свою пещеру и вместо того, чтобы сожрать, превратил голод в удовольствие». Датский хроникёр более близок к реальности, и в его истории нет шоколадок: медведь приносил девушке сырое мясо, к запаху которого она со временем привыкла. Все бы ничего, да хозяин разбежавшегося стада (был ли он мужем девицы, повествование умалчивает) выследил медведя и убил его. Вскоре после этого девушка родила сына, который вырос и отомстил убийцам за смерть родителя.
Медведи в Пиренеях водятся до сих пор. А уж в средние-то века, надо полагать, было и того больше. Правда, как замечено выше, они сильно отличались от теперешних. Медведи имели большое пристрастие к молодым девушкам и постоянно их похищали. Как следствие получались метисы: получеловеки-полумедведи.
Вот правдивая история девицы Хатч-Уме из Нижних Пиренеев, родившей медвежонка: «Молодая девушка направлялась из Мендива в Очагарию в Испании и встретила медведя в лесу Ирати. Если бы она посмотрела прямо на медведя, он бы потерял самообладание. Но, увидев его, она испугалась и опустила глаза. Поняв ее замешательство, медведь осмелел, взвалил ее себе на спину и унёс в пещеру. Там медведь понял, что имеет дело с девицей пылькой, и в положенный срок у них родился малыш».
А вот свидетельство из Верхнего Вальеспира (местности, чьим гербом является отпечаток медвежьей лапы): «Местную красавицу похитил медведь. Причем медведь этот много раз мимоходом замечал молодую девушку, и она ему нравилась. Девица с доверием приняла гостеприимство медведя и решила остаться в его пещере. У них родились дети — семеро полумедвежат за семь лет, которые они провели вместе. На восьмой год охотники обнаружили пещеру, принесли пленнице одежду и отвели к матери».
Да что там, даже знаменитый великан Гаргантюа произошел от союза хозяйки замка и медведя!
Сказать, что интерес медведей к девицам начался со средних веков — значит погрешить против правды. Всё началось намного, намного раньше, в те времена, когда боги ещё жили на земле. У наших предков существовании целые медвежьи церемонии магическо-эротического характера. Ученые находят фрагменты костей с нарисованными «танцовщицами с головой медведя», «красивыми медвежьими портретами с открытой пастью…», черепа и кости, разложенные орнаментом. Эти находки — свидетельства действ и магических ритуалов, совершенных от 15 до 100 тысяч лет назад! Не верите? Погуглите «медвежий культ», узнаете много любопытного.
И вы не поверите, медвежьи церемонии до сих пор проводят в Пиренейских деревнях. Жители Прат-де-Молло, Арль-сюр-Тек и Сен-Лоран-де-Сердан каждый год отмечают «Drada de l'Os» (день медведя), который означает конец зимы. Рано утром нескольким ловким и выносливым молодым людям поручают играть роль медведей. Другие становятся охотниками. «Охотники» преследуют «медведей», но тем удается убежать. «Медведи» врываются в деревни и несколько часов будут там хозяйничать и терроризировать зрителей — испачканным сажей туристкам гарантировано прибавление семейства! В конце вечеринки «медведей» ловят и доставляют на ярмарочную площадь. День заканчивается бешеным празднеством. Причем раньше, в эпоху «до гринписа», на ярморочных площадях топорами брили настоящего пойманного медведя!
Летописи хранят много свидетельств любви медведей и дев, со счастливым концом и не очень.
В Берне, (Швейцария) в XVIII веке селянка упала в медвежью берлогу. Медведь несколько лет держал её при себе, очень внимательно относился к ней и кормил досыта. У них родились три детёныша, полуребенка-полумедвежонка, которых казнили, когда нашли. Медведя и женщину также осудили за зоофилию и сожгли.
«В благодатном 1807 году охотники из Сюка, деревни в Сабарте, увидели на безлюдных высотах Пик-де-Мон-Кальм, одной из самых высоких вершин Пиренеев, круглогодично покрытой снегом, обнаженную женщину… Они предупредили полицию. Эту дикую женщину удалось поймать, но в первый раз убежала, затем снова была поймана и снова бежала. Из последнего плена её удрать не удалось. Она умерла 19 октября 1808 г. На вопрос, почему ее не съели медведи она ответила: «Медведи? Они мои друзья, они меня согревали».
Ну и совсем поразительной кажется страсть между юношей и медведицей. В сентябре 1956 г. ежедневные газеты сообщали о молодом крестьянине из центра Анатолии, похищенном и удерживаемом в плену медведицей, «которая заботилась он нем и кормила медом». И, конечно, все мы помним про Аркеисия (Arkeisios), деда Одиссея и отца Лаэрта. Аркеисий был рожден медведицей! Его отец Кефалос отправился к Дельфийскому оракулу разузнать, как обзавестись сыновьями. Оракул велел ему соединиться с первой женщиной, которую он встретит — и ею оказалось медведица! Послушный Кефалос выполнил предписание оракула, и в назначенный день животное подарило ему обещанного сына.
В двенадцатом веке чудовище Боргон, в «Рыцарстве д'Ожье де Данемарш» («La chevalerie d'Ogier de Danemarche») считалось сыном медведицы и короля Бравьера. По этому поводу благочестивые средневековые дамы вздыхали: «Дьявол использует медведя, думая отобрать самое прекрасное, что у нас есть — это целомудрие...»
А как же наш бастард Жан-От-Медведя, медвежий внизу и человечий выше талии? Что с ним-то приключилось?
Долгие годы мать с сыном провели в пещере. Надо полагать, медведь продолжал носить им шоколадки. Когда малыш подрос и стал достаточно силён, чтобы постоять за себя и за мать, они вернулись в деревню. Как он разобрался с ревнивым отчимом, я умолчу. Скажу только, что он вооружился тяжелой дубиной, громадной как ствол дерева. Но в глубине души парень был добряком. Он поступил в ученики к кузнецу, а когда полностью освоил ремесло, выковал себе недюжинный железный посох и ушел странствовать по миру. Конечно, его ждало множество приключений, в том числе женитьба на спасённой от злодеев принцессе.
Жан-От-Медведя наследует двойственную природу, он — человек дикий, Homo Ursus. Конечно, он обладает магической силой и властью над животным миром. Отношение людей к этому фантастическому существу варьируется от страха перед разрушительным монстром до насмешливой жалости. В общем, сегодня бы мы сказали, что парнишка Жан-От-Медведя — самый обыкновенный шаман и колдун.
Да, и кстати, о колдунах и их богах.
В Пиренеях слово Hartza на баскском языке означает «медведь». Легенды тех мест рассказывают, что древние считали медведя предком человека, а не дичью, в отличие от остальной Европы. «Первые баскские люди были сделаны из медведей». Hartza, медведь, присутствует на всех баскских карнавалах, он черен от сажи и РОГАТ!!!
Понимаете, к чему я?
Медведь — древнейший европейский бог. Это вокруг него плясали на шабашах в средние века. Как и десятки тысяч лет назад!
Библиография:
Daniel FABRE, Recherches sur Jean de l'Ours.
Dominique Pauvert, Le rituel de l’ours des Pyrénées aux steppes
Зубов Андрей Борисович, История религии (Книга 1)
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comments