Вы любите лошадей? Только не шутите, что мол, да и умеете их вкусно приготовить: подобного юмора французы не поймут. Конину в тени Эйфелевой башни кушают с аппетитом — зажаренную на гриле стейком или фаршем, гурманы уверяют что из мяса лошадок выходит отличные рагу. Правда, таких обжор немного: в 2014 году во Франции насчитали всего 750 лошадиных мясников.
Если верить археологам, то галлы конину не ели. А в VIII веке папа Григорий III даже осудил употребление коней в пищу, заявив, что именно так можно отличить поведение добрых христиан от практик язычников. В XVIII веке королевские указы усилили запрет. А вот в конце XIX, наоборот, медики советовали подналечь на лошадиное мясо из-за предполагаемых полезных для крови свойств и в борьбе с туберкулезом.
Но речь пойдет не о тонкостях приправ для лошадиного карпаччо (сама то я мясо не ем, а уж тем более конское), а о жертвоприношениях лошадей.
Спартанцы приносили лошадь в жертву ветрам на горе Тайгет, саллентины сжигали живьем в честь мрачного Юпитера Менцана, и каждый год жители Родоса посвящали колесницу с четверкой скакунов (квадригу) Солнцу и бросали их в море. Я не говорю про Персов, убивавших лошадей в честь «Гипериона, облаченного в лучи солнца», а также жестокости варваров Македонцев и Скифов, которые совершали жертвоприношение лошадей богу войны дабы он даровал успех и победу. А о похоронных обрядах с участием несчастных умерщвленных коней я уж и не говорю — их практиковали повсюду. Лошадь была погребальным животными и у греков, и у этрусков в архаичную эпоху.
В античном Риме октябрь месяц посвящали лошадям. С большой помпой 15 числа организовывали празднество October equus, на котором в честь бога Марса в жертву приносили лошадь. Первые упоминания о об этом магическом обряде датируется третьим веком до нашей эры, а последнее — 354 годом (о нем упоминается календарь Филокала).
И с тех пор историки и археологи считают его самым странным из всех известных магических ритуалов древнего Рима.
Судите сами.
День рождения бога Марса приходится на 1-е марта. Чем не повод для жертвоприношения? Но нет! Конечно, богу посвящали целое полугодие — начиналось оно в Марте, а заканчивалось в октябре. То есть ритуал проводили, когда деятельность бога войны завершалась, легионы возвращались из походов и солдаты принимались за мирную жизнь (до марта следующего года). И все же как-то не логично: праздник в честь Марса проходил в октябре, месяце Юпитера. Есть версия, что дело тут в троянском коне — верно, Троя пала именно в октябре. Но как-то это не убедительно.
Марс — бог победы. Этим объяснялся то, как выбирали жертвенное животное. Для этого на Марсовом Поле устраивали гонки на колесницах, заряженных двумя лошадьми. В победившей команде правая лошадь была ведущим и самым сильным животным, именно на неё и падал выбор жреца. Она становилась октябрьской лошадью.
Марс — бог войны. Но, представьте, лошадей в Риме для войны не использовали! Как и для сельскохозяйственных работ: плуги тянули быки. Дальше — больше: колесницы римляне в военных действиях не использовали тоже! Да, они сталкивались с противником на колесницах, но римская армия состояла из пехоты, а боевые колесница пришли в Рим в основном из Галии и Испании. Гонки же на них были завезены из Греции не ранее 6 в. до н э.
Замечу даже, что среди римлян лошадиные колесничные гонки считались обрядами «древними и смутными», приводимыми чтобы умилостивить хтонических божеств. Да и довольно странный характер действа предполагал его почтенную древность. Более того, он связан с мрачным и таинственным царским ритуалом ведической Индии.
Об древнеиндийском жертвоприношении коня «ашвамедха» стоит сказать два слова. Происходи он так: царь выпускал на волю своего лучшего коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя по дороге правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к этой самой ашвамедхе, очень сложному магическому процессу, во время которого коня приносили в жертву. Об этом нам известно (нет, не из википедии!) — из индуистских Вед. Понятно, что проводился ритуал для обретения силы, славы, а также власти над соседними провинциями и благосостояния царства.
Ну да то — древняя Индия. Вернемся в античный Рим, к странному обычаю 15 октября.
Гонки колесниц проходили на Марсовом Поле, равнине вдоль Тибра. Нельзя не отметить ещё одну странность: да, колесница была частью военной культуры Рима, но вовсе не как боевая единица, а как транспортное средство ликующего генерала. Поэтому даже изображения гонок приносили удачу в виде талисманов, а на сами гонки стекались маги и колдуны, желающие повлиять на результат за вознаграждение. Закон из кодекса Феодосия запрещал возничим использовать магию для победы под страхом смерти. Что не мешало, однако, навешивать на лошадей амулеты на счастье и средства отражения недоброжелательности: колокольчики, волчьи зубы и лунные серпы. Вдоль гоночных трас прятали таблички с проклятиями в адрес соперников, а также строили конусообразные столбики, в которых селили души преждевременно умерших героев, которым надлежало отражать атаки злых духов.
Ну да я снова отвлеклась. На рассвете 15 октября колесницы неслись к победе, и самого быстрого и сильного скакуна приговаривали к смерти.
Лошадь убивали ударом копья в сердце. Само жертвоприношение происходило на алтаре богов рождения. Удар наносил сам Фламин Марса — первосвященник. Выбор орудия убийства был вовсе не случаен: по мнению римлян Юпитер владел молнией, Нептун — трезубцем, а Марс — копьем. Самое настоящее копье бога Марса хранилось в той самой Регии, о которой мы поговорим ниже.
Затем жрец отрезал у лошади хвост.
Что еще за особое отношение к хвосту? — спросите.
Справедливости ради замечу, что и это римляне переняли у индусов. В тех же ведах рассказано, что бог Индра превращается в конский хвост, которому не могли повредить ядовитые зубы его змеевидного противника — так бог избежал смертельной опасности. Конский хвост древние считали олицетворением определённых магических сфер, энергий и высших качеств. Конь мог вытащить из мира мертвых людей, ухватившихся за его гриву и хвост, спасал их от смерти и возвращал в мир живых.
В Риме конский хвост был символом плодородия и силы. Обычай прикреплять его к шлему происходил от желания присвоить себе энергию животного для битвы: в Илиаде шлем Гектора, украшенный таким образом, внушал ужас.
Итак, нашей несчастной коняге отрезали хвост и немедля уносили его в храм Весты. Делать эту нужно было так быстро, чтобы успеть слить кровь на пепел священного очага богини, покровительницы семейного очага.
Весталки бережно хранили в тайниках полученную смесь крови и пепла. Они смешивали её с останками от мертворожденных телят (жертвоприношение которых составляло главный элемент другого праздника, именуемого Фордицидий) и создавали таким образом магические курительные благовония.
Кстати, кровь убитого скакуна тщательно собирали. Она тоже шла на создание магический зелий, незаменимое при изгнании демонов или призраков, а также прописываемое людям, склонным к эмоциональным вспышкам. Овидий утверждает, что кровь октябрьской лошади использовалась Весталками для очищения и благословления пастухов и овец.
Сам же хвост относили к стене священного помещения в Регии. Rēgia — это строение, располагавшееся на римском форуме. Согласно античным источникам, она была резиденцией царей Рима или, по крайней мере, их присутственным местом, а позднее — местопребыванием верховного понтифика, первосвященника римской религии. Здание находилось на Священной дороге, у подножия Палатинского холма, напротив храма Весты и Дома весталок, рядом с храмом Цезаря. Там же, замечу, 1-го марта отмечали Новый год и день рождения бога Марса, и вешали на стены лавровые венки.
Третий акт праздника начинался с отсекания лошадиной головы. Затем её украшали хлебными гирляндами.
До этого момента все шло гладко. Но не забудьте, Марс — еще и бог сражений.
Вот тут-то и начиналось соревнование. За голову коня соперничали жители окрестностей, граничащих с Via Sacra и Suburre. Если выигрывали жители Via Sacra, то голову вешали на стене Регии. Если побеждали жители Субурре — то на Мамилийской башне. Для обоих группировок голова означала год процветания и люстрации. Представьте эйфорию толпы, крики и ажиотаж доведенных до исступления видом крови людей! Представьте драку (регби отдыхает!) за обладание отрубленной головой! В дело шли не только кулаки, но и зубы, ножи, камни…
Странный ритуал, не правда ли?
А что же до лошадиных останков? Думаете, римляне зажаривали их на гриле? Или тело лошади шло на колбасу?
Ничуть! Цивилизованные и благовоспитанные римляне конину не ели! В этом то и есть особая странность ритуала!
Обычно, жертвенными были домашние животные, мясо которых затем употребили в пищу. Но мясо лошади римлянам не нравилось, Тацит утверждал, что лошади — «нечистые животные». Но так как целая жертвенная лошадь вам не мышка — куда труп-то девать? — подобные тела несъедобных жертв предлагались посвящать хтоническим богам методом сожжения. Так что все боги были довольны. (Со слезами на глазах добавлю, что к тому же разряду несъедобных жертв относились и собаки: в Греции, например, их приносили в жертву богу Аресу, двойнику Марса).
Хвост — весталкам. Голову — императору. Причем тут бог войны?
Можно допустить, что всё дело в жертвоприношении во время возвращения армии и ее интеграции в мирную жизнь, ведь римский фермер был солдатом так что это как бы сближение крестьян и войну. Да, Марс приносил не только войну и кровопролитие, но и курировал (в безвоенное время) сельское хозяйство. Мужественность, ровно, как и смерть и плодородие находились в его власти.
Ну допустим. Но зачем???
Да, варвары приносили лошадь богам войны в надежде на успех. Но Римское-то жертвоприношение отмечало окончание военной компании! Даже между собой римляне считали этот ритуал древним и смутным: у этрусков, живших на Аппенинском полуострове еще до римлян, как и многих других народов, лошади были погребальными животными. Может, его совершали в благодарность за урожай — отсюда хлебные гирлянды на голове? Или все же в память о Троянском коне?
Ух… В общем, историки запутались. И ответа на все эти вопросы у них нет.
Попробуем проанализировать, чего же хотели римские маги от этого более чем странного ритуала.
Для римлян жизненный принцип, духовная энергия находилась в голове. Они называли её «нумен». Нумен — это безличная сверхъестественная сила богов. Нумен — это власть и величие. Нумен — это магия. Эта магическая сила пребывала повсюду: в копье, в озере, в каждой пещере, дереве, в лесу, в животных и людях. И в лошадях тоже.
Вспомним о несчастной убиенной коняге. Физическая нагрузка во время соревнования активизировала духовную энергию животного (или её нумен). Воин, рвущийся в бой, лошадь, запряженная в колесницу — оба они буквально взрываются от жажды победы.
Римские маги считали, что в момент триумфа концентрация энергии нумена наиболее велика. Во время смерти животного, когда душа отходит к богам, эту энергию победы, содержащуюся в голове возможно забрать и, призвав на помощь бога Марса, сохранить (запечатать в конской голове как в консервной банке) чтобы воспользоваться если что в будущей военной экспедиции. Причем соревнование, которое устраивали между кварталами, повышало градус «победности» нумена.
Так это или нет, сегодня трудно сказать. В одном можно быть уверенным — праздник этот древний, этрусского происхождения. А все, что связано с этрусками окутано тайной.
И вот ещё что. Эта же римская теория нуменов ставит животных на равно с людьми. Поэтому причинять им какой-либо вред так же преступно и недопустимо, как и обижать детей — обратка прилетит немедленно. Что наглядно подтверждает и печальная история падения Римской Империи. Помните об этом!
Библиография:
Annette Kehnel LE SACRIFICE DU CHEVAL : UNE BRÈVE HISTOIRE DE SA DÉCOUVERTE D’HÉRODOTE À DUMÉZI
Michel Rousseau Le cheval d’octobre (October equus) éclairé par M. Georges Dumézil
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comments