С Новым Годом!
Нет, я не сошла с ума. Начало года в глубокой древности приходилось на летнее солнцестояние, прочно связанное у персов и египтян со звездой Сириус.
Вот что писал хорезмский мудрец Аль-Беруни, живший на рубеже 10 ‒ 11 веков: «Днем начала года избрали именно время летнего солнцестояния только по той причине, что оба солнцестояния легче установить путем наблюдения инструментами и невооруженным глазом, чем равноденствия. Дело в том, что солнцестояния являются началом движения Солнца к одному из полюсов мира и движения от того же самого полюса». Позднее, Персия попала под вавилонское влияние, и Новый Год передвинулся на весеннее равноденствие.
С Солнцем всё ясно. Но причём тут Сириус? За ответом отправимся в Персию — про египетский Сотис и Вавилонскую Стрелу Нинурты поговорим в следующий раз.
Сириус у персов носил имя Тиштрия. Tištryá можно перевести как «светящееся происхождение вод». В «Младшей Авесте» его описывают как предводителя всех созвездий и одного из четырех стражей неба. Как и подобает божеству, Тиштрия легко менял облик и мог то превращаться в юношу, то в златорогого быка, то в белого коня. Но чаще всего его изображали как великого воина: то со множеством, то с одним огненным мечом, которым он разрубал и рассекал проявления невидимого зла. Главной работой бога-звезды была забота о благодетельных водах жизни в общем, и о дожде, в частности. Славу ему принес поединок с демоном засухи, который блистательный Тиштрия — хоть и не с первого раза, — но выиграл. Схватка произошла у Облачного Моря: Тиштрия в образе белого коня сражался со злодеем, обернувшимся уродливой клячей с черными ушами и хвостом.
«Они встречаются копытом к копыту... Три дня бьются они. Тут дэв Апаоша оказывается сильнее светлого и преславного Тиштрия: он одолевает его. И Тиштрия бежит от моря... Он испускает вопль горести и тоски...» (Иешт VIII). Вопит он людям, чтоб несли ему жертвы, чтоб «несли ему силу», и, получив желаемое, бросается назад к морю, чтобы победить. То есть, без народной поддержки, повелителя засухи не одолеть.
Понятно, речь идет не только о дожде. Коварный демон пустынь лишает человека возможности вкушать воды жизни из благодатного источника, которые падают с неба на человека. Попросту, демон Апаоша — похищает наше счастье. Поэтому, древние маги договорились Небесному Стражу помогать и устроили праздник на заре летнего солнцеворота, когда Сириус-Тиштрия появляется вместе с Солнцем. Когда исчезают тени, когда самый большой день и расширение полдня.
В Яште Авесты, гимне, посвященном Тиштрии, говорится, что «на исходе каждого года, глава и победитель звезд-божеств Тиштрия, победив дэва засухи, устремляется в облике белого коня в воды озера Воурукаша». А как я уже сказала, год у древних магов начинался с летнего солнцестояния.
Хотя, справедливости ради замечу, что восход Сириуса в лучах утренней зари на летнее солнцестояние давно уже не приходится. Подобное событие имело место по одним данным в пятом тысячелетии до н.э., по другим в третьем, и совершенно точно в 2781 году до н.э. Из-за прецессии (погуглите, если забыли, что это такое) одновременный восход Сириуса и Солнца медленно сдвигается по отношению к временам года. Сегодня это событие наблюдается в августе, то есть в конце лета.
В общем, астрономический Сириус передвинулся на август, но магический Тиштрия, Страж Небес, всё еще с нами. И чтобы придать ему сил, необходимо устроить праздник в день летнего солнцестояния, ведь весёлая вечеринка — это активное противостояние Тьме и Разрушителю, и лучшее оружие в борьбе с силами Зла.
По традиции, древние отдавали почести Тиштрии следующим образом: обливались или плескались водой друг на друга. Также поможет и радужный браслет, который следует носить девять дней, а на девятый подарить рекам и ручьям. «Мы жертвуем Тиштрие, светлой, преславной звезде, движущейся среди света со звездами, имеющими в себе семена вод, которого Ахура-Мазда поставил господином и надзирателем над всеми звездами». (Иешт VIII).
Маленький подарок от Тиштрии (которого самые посвященные в тайны маги называли Хранителем Будущего) это — гадание на воде. В игре отражений и кругов Тиштрия показывает грядущее, помогает не заблудиться в лабиринте возможностей. Он — победитель демона безжизненной пустыни, а это значит, он уничтожает сомнения и бесплодные пути. Тем, кто находится в точке выбора, Тиштрия помогает управлять будущим, программировать его и выбирать лучшие варианты из многих.
Библиография:
Брюшинкин С. М. Сириус – ключ к пониманию мифов египтян, ариев и догонов
Локьер Н.Д. Рассвет астрономии. Планеты и звёзды в мифах древних народов
Глоба П. П. Учение древних ариев
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comments