Знаете ли вы, что психические расстройства цикличны, а обострения у маньяков и шизофреников обычно случаются весной и осенью. Считается, что это связано с переменой погодой и сезонов, а особенно опасны в этом смысле равноденствия.
А я так думаю, все дело в Мабоне.
Именно он сводит с ума психов и доводит до ручки тех, у кого ещё в феврале уехала крыша.
Не согласны? Судите сами!
Именно в честь бога Мабона устраивали празднество накануне дня осеннего равноденствия галлийцы, народы, жившие до прихода римлян на территории современной Франции. У бога было много имен: Мабон ап Модрон, например, что означает «Великий Сын Божественной Матери». Но главным из них является Мапонус, оно происходит от кельтского корня *mapos («сын») и суффикса -onos, который дает «божественный сын». Но мы продолжим называть бога именем Мабон, которое прижилось сегодня.
Надо заметить, что римляне, люди к разнобожеству толерантные, на языческих богов покоренных земель взирали с пониманием (чего нельзя сказать о пришедшей позже Римской Католической Церкви). Это объясняет богатые археологические находки, которым более двух тысяч лет. Среди них и статуи Мабона. Нам, например, известно, как божество выглядело: в Великобритании, в городке Корнбридж (в древности — Кория) нашли каменную голову статуи бога и несколько сотен латинских надписей в его честь. С остренькой бородкой, почти треугольной формой черепа — согласитесь, есть в нем что-то дионисийское (чтобы не сказать демоническое). Его большие миндалевидные глаза — закрыты, а опущенные вниз уголки рта вызывают в воображении мир мертвых. Отверстие для возлияния на макушке предполагает, что статуя играла особую роль в ритуалах, а сам бог связан с нижним миром.
Кто же такой этот дьявольский бог?
Давайте разбираться.
Его мать, Модрон — это Матрона, триединая богиня-мать. Здесь стоит заметить, что указание матери в имени сына в те времена означало то же, что у нас фраза: «отцовство сомнительно», то есть явный намёк на интрижку Матроны на стороне. Да, и не чему тут удивляться, галльские боги — да и боги вообще — те ещё развратники!
Не смотря на адюльтер матери-Матроны, другой галльский бог, повелитель моря с языкосломательным именем Manawyddan — Манавид для самых близких — малыша усыновил. Кстати сказать, этот Манавид известен как ученый и маг, а также охотник без промаха, и защитник подростков, способный преодолеть все опасности.
А малыш Мабон в таком защитнике ох как нуждался! В очень старом (и самом первом) повествовании о короле Артуре «Culhwch et Olwen», анонимный автор рассказывает историю бога Мабона. (Представьте, по мотивам этой легенды в девяностых годах Союзмультфильм даже сделал мультик — «В поисках Олуэн»).
А случилось вот что. Ночью, через три дня после появления на свет, злодеи (чью личность установить так и не удалось) украли младенца Мабона и заключили на неисчислимые века в замок Каэр Лойв (Глостер), что находился на острове посреди быстрой реки. С тех пор его никто не видел, ровно как никто не знал, где его искать. Но — да не переведутся на земле Галлии герои! — отважные рыцари во главе с королем Артуром приняли решение освободить заточенного в течении неисчислимых веков узника. Тут стоит отметить, что замок Глостер — место наиволшебнейшее, приравненное к преисподней и миру мертвых, и время течет там не так, как у нас с вами. Младенец Мабон вырос и превратился в сильного мужчину, а на земле успели пройти века.
Итак, пока король Артур атаковал замок Глостер с одной стороны, его рыцари приближались с тыла, восседая на спине гигантского лосося. Первый — отважный рыцарь Килух, с ним мы познакомимся позднее. Второй — друид-волшебник, который с помощью орла Гвернабви ищет, как эвакуировать Мабона по воздуху. Согласно одним легендам, спас Мабона сам король Артур, по другим это был Килух. Но так или иначе бога, потерявшего счет времени, вызволили на свободу.
Однако, отбросьте иллюзии о бескорыстных и благородных рыцарях! Килух и Артур решили освободить Мабона, потому что тот обладал связами в потустороннем мире и слыл непревзойденным охотником. Мабон был единственным, способным поймать белого кабана с еще одним непроизносимым именем Twrch Trwyth (Твирч Труит). Кабан этот, рожденный человеком, был сыном одного принца, но вдруг превратился в свирепого кабана, да ещё и с отравленной щетиной. Между ушами кабан прятал расческу, бритву и ножницы. Из-за них-то доблестный рыцарь Килух и отправился на поиски заключённого бога. Эти предметы были ему жизненно необходимы, чтобы подстричь волосы Исбаддадена, предводителя великанов.
А? Рыцарь-парикмахер???
Нет, не бойтесь!
Истоия рыцаря Килуха заслуживает того, чтобы быть рассказанной.
Благородный юноша Килух, мать которому заменила злая мачеха, решил жениться. Мачеха тут же подсуетила ему свою дочь. Но её коварный план провалился: Килух дерзко отказался от невесты. Тогда мачеха рассвирепела и наложила на юношу заклятье: жениться он сможет лишь на некой девице Олуэн, дочери злого великана Исбаддадена. Вишенка на троте: сам великан тоже был заколдован, он немедленно умер бы, если бы его разлучили с дочерью.
Здравый смысл подсказывал, что от невесты-великанши лучше отказаться. Но вопреки ожиданиям злой мачехи, великанская дочь рыцарю пришлась по сердцу, так что Килух потерял от любви рассудок и попросил её руки. Но убедить великана-отца согласиться на их союз оказалось серьезной проблемой. Папаша-великан вовсе не был в восторге от того, что его дочь выйдет замуж. Ни один человек из тех, кто приходил свататься, не уходил живым (напоминаю, Исбаддаден знал, что он встретит смерть в тот день, когда его дочь выйдет замуж). Поэтому он придумал загадывать по 39 невыполнимых задачи для каждого потенциального жениха. Поверьте, влюблённый Калхвич согласился и бы и на 40! Килух уверенно поклялся избраннице завершить каждый квест победоносно.
В общем, Испаддаден согласился на брак при условии, что жених совершит 39 подвигов. И, что вы думаете? Да, вы правы, 38 испытаний рыцарь с достоинством выдержал. Осталось последнее.
Самым суровым из заданий оказалось отобрать расческу у Большого Кабана, Твирча Труита (ох уж эти мне кельтские имена!). Помните, между ушами у зверя были спрятаны ножницы, расческа и бритва, — предметы, с которые Исбаддаден якобы хотел использовать для подготовки к свадьбе дочери. Килуха сопровождали двоюродный брат, великий и легендарный король Артур и его рыцари круглого стола. Решено было найти Мабона и освободить бога, потому что он был ключом к успеху.
Рыцари бродили по земле Уэльса и Галии в поисках Древнейших Животных и спрашивали их, могут ли они вспомнить, что случилось с богом Мабоном.
Им не помогли ни черный дрозд, ни олень, ни сова. Все изменилось, когда рыцари отыскали самого старого из Древнейших Животных, Орла Гвернабви. Орел рассказал: «Я живу здесь долгое время. Когда я впервые прилетел сюда, у меня был камень такой огромный и высокий, что с его вершины я мог клевать звезды, а теперь он изношен и настолько мал, что его можно прикрыть ладонью. И за все это время я ничего не слышал о Мабоне, сыне Модрон». Обескураженные, рыцари уже приготовились уйти, но Орел Гвернабви остановил их, сказав: «Однажды я летал в далекие земли в поисках пищи. Там я увидел огромного серебряного Лосося, плавающего в реке. Я попытался поймать его, думая, что рыба станет вкусным ужином, но Лосось потянул меня в воду, я едва сбежал и чуть не простился с жизнью. Я собрал всех родственников и вернулся, чтобы отомстить, но Лосось встретил меня с предложением мира. Он попросил помощи в удалении острых трезубцев, которые злодеи-рыбаки бросили в него. Когтями я вытащил 50 трезубцев, и мы с Лососем подружились. Возможно, он знает о Мабоне».
Конечно, король Артур и его рыцари отправились к Лососю, который сказал им: «Да, я знаю про несчастного бога. Каждый прилив я поднимаюсь вверх по реке к Каэр Лойв, и там раздаются звуки таких страданий, такого бедствия, которое я никогда в жизни не слышали раньше».
Мудрый Лосось предложил подвести двух рыцарей на спине к стене замка Каэр Лойв, где он слышал, как кто-то скорбит с самых ранних, незапамятных дней. Когда рыцари приблизились к замку, они услышали плачевный голос и спросили, кто так глубоко опечален. Удивленным путешественникам ответил сам бог Мабон, мучительно заключенный в тюрьму без надежды на спасение. Тогда рыцари сокрушили сторожей замка и освободили Мабона.
Время в заключении (даром, что текло оно для бога по-другому) Мабон даром не терял, а стал он умелым в магии и знающим толк в потустороннем колдовстве. Разумеется, в благодарность, он пообещал помочь рыцарю Килуху добиться руки великанши Олуэн и согласился поохотиться на белого кабана — помните его имя? Правильно, Твирч Труит!
Дело в том, что Мабон был ещё и богом охоты и единственным, кого слушались огромные охотничьи собаки.
Именно собаки (легенда приводит имя каждой из охотничьих собак королевской свары, на что у нас, к сожалению, не предусмотрено место) помогли Мабону отобрать у кабана расческу, бритву и ножницы, которые, напоминаю, вепрь носил между ушами (к сожалению, древний автор не уточняет, зачем они кабану). Вепрю же удалось ускользнуть от охотника, совершив огромный прыжок в океан, за ним последовали две собаки из королевской стаи. Картина эта напоминает сцены охоты, изображенные на многих средневековых гобеленах, где уши кабана прокусывают мастифы, которых он, словно бы тащит с собой в адские глубины преисподней.
В общем, для влюблённого Килуха вся закончилось свадьбой. Правда, заклятье осуществилось, и тесть-великан помер в тот же день.
А что же Мабон?
Ему пригодились уроки, полученные в волшебном потустороннем мире, где он провел полжизни. Теперь же он покинул мир мрака, чтобы стать сыном света и использовать во благо силу и мудрость, приобретенные во время плена. Тут следует заметить, что вепрь у кельтов — хозяин потустороннего мира, над которым, как показывает опыт охотника Мабона, можно доминировать. Да и укрывается кабан в океане, изначальной стихии, связанной со смертью.
Миф Мабона иллюстрирует вечный цикл рождений и смертей. Мабон — это Жизнь, которая переходит из небытия в бытие, а затем возвращается в небытие «изгнания» и снова стремится к тому, чтобы БЫТЬ. Королевская дорога проходит через господство над нижним миром и поражение смерти, хаоса и первобытных сил к торжеству света. Мабон должен часть своего существования провести в потустороннем мире, то есть он должен умереть, преодолеть смерть и обрести вечную жизнь, юность и красоту.
Помимо приключений, описанных в легенде о Килухе, подробности о жизни Мабона плохо сохранились. Известно, что он был очень старым богом, кельты знали его под именем Мапонус, бога молодости и воина, а римляне приравнивали Мапонуса к Аполлону, богу пророчества. Его посвященными были солдаты из Лаймса, германцы в Брамптоне, сарматы в Рибчестере. Его культ в первую очередь предназначался для воина, который должен быть готов умереть в расцвете сил, подобно культу Митры в других местах Римской Империи. Свинцовая табличка размером шесть на четыре сантиметра с текстом на галльском языке, обнаруженная в районе святилища начала I века у священного источника Рош-а-Шамальер (Франция), открывает секрет магии Мабона.
«Я призываю Мапонуса и силу богов нижнего мира… Чтобы сила Мапонуса мучила магией адских богов клятвопреступников: Кая Луция Флора Нигрина, обвинителя Эмилия Патерина, Клавдия Легитума, Целия Пелигна, Клавдия Пелигна, Марция Викторина Азиата, сын Адседила, и всех, кто дает ложную клятву. Что же касается того, кто присягнул, то пусть будет для него полная деформацией прямых костей. Слепой я, но вижу. С помощью Мапонуса, будет по-моему…»
Подписи нет, но ясно, что колдун просил осудить обидчиков, наслать на них невезение и желал замучить своего обвинителя с очевидной целью выиграть суд. Не сомневаюсь, что Мабон услышал просьбу, наказал Марция Викторина Азиата, сына Адседила и других лжесвидетелей и скрутил их кости Там же в святилище нашли более трех тысяч деревянных кубков-даров, что подтверждает популярность Мабона.
Магия эта отводит Мабону роль посредника между колдуном и силами потустороннего мира, делает возможность общаться с ними, и открывает проход в преисподнюю. Сами же адские боги остаются анонимными, потому что их нельзя назвать — слишком они страшные. Могущество Мабона происходит от того, что он не «пребывает» в потустороннем мире все время, а лишь часть жизни.
И всё же, как все это связано с осенним равноденствием? Почему праздник называют Мабоном?
Думаю, бог Мабон, как посредник с потусторонним миром, способен отвратить неудачу и отвратить злые влияния. Праздник должен умилостивить, то есть сделать благоприятным недобрые силы. Короче говоря, в Мабон мы пытаемся отразить опасность грядущего мрачного периода и сделать с помощью бога темные силы благосклонным к нам. Мабон дарит нам уверенность, что солнце и свет вернуться и возродятся.
Так что в канун осеннего равноденствия пируем и благодарим бога галлов Мабона!
Библиография:
Gérard Poitrenaud, REMARQUES SUR MAPONOS, MABON ET OENGUS
Pierre-Yves Lambert, La tablette gauloise de Chamalières
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comentarios