В 1172 году анонимный автор написал занятный труд под интригующим названием «Книга чудес». В трех частях манускрипта, украшенного миниатюрами и буквицами, он скрупулезно описал свидетельства очевидцев с указанием имени, сословия, места проживания, а также природы явленного феномена. Епископы, аббаты, лорды, рыцари, графы и графини, но и плотники, охотники, торговцы вином, даже бандиты и нищие — автор собрал 127 достоверных рассказов. Если вынести за скобки коллективные чудеса, — а, представьте, случались и такие! — то речь шла о нахождении потерянного быка, защите урожая от саранчи, восстановлении справедливости и освобождении заключенных: первый узник преспокойно прошёл сквозь двери подземелья прямо перед глазами впавших в ступор стражей, а второй, связанный, запертый в деревянном гробу на дне подземелья, да ещё и с огромной железной цепью на шее, легко освободился и беспрепятственно сбежал из застенков. Добавьте к этому вызволение из горящего здания во время пожара, спасение моряков во время шторма, защита от наводнения и излечение от недугов — небесная терапия работала мгновенно и эффективно.
Да, имя написавшего сей почтенный труд неизвестно. А вот установить чудотворное место очень просто, оно указано с точностью современного навигатора: город Рокамадур, часовня Нотр-Дам (фр. Chapelle Notre-Dame) и её окрестности в радиусе пары сотен шагов, если считать от центра — деревянной статуи Чёрной Мадонны. Это её колокольчик возвещал позвякиванием о чудесных спасениях моряков.
Черные Мадонны — а Дева из Рокамадура является одной из 205 французских чудотворниц — со времен Крестовых Походов будоражили воображение. Потому что если Белоликие Богородицы — это несомненно изображение Марии, матери Иисуса из Назарета, то от статуй «чернушек» веяло неразгаданной тайной и древними мистериями. Даже непосвященным мирянам было ясно, что отвечали они совсем за другое. Их значение выходило за рамки обычной христианской символики. Из какого же прошлого они появились? И какое сообщение принесли?
Чтобы разобраться, начнём с начала. А именно, со слова «дева» (лат. «virgo»). Когда иудеи использовали его на арамейском языке, этот термин не имел ничего общего с сексуальным целомудрием. В те времена «девой» называли женщину, которая просто была незамужней или не принадлежала ни одному мужчине. Что вовсе не мешало ей стать матерью. То есть, говоря современным языком, дева — это сексуально независимая особа и она вполне могла в одиночку воспитывать ребенка. Когда христиане переводили еврейскую Библию, они не могли представить себе Деву Марию как женщину, чья сексуальность была свободной и независимой, и, разумеется, исказили значение термина «дева». А как же иначе, скажите на милость, объяснять девочкам, что они должны вырасти покорными, послушными и безвольными поварихами-наложницами-наседками? Ну, вы понимаете, к чему я…
А теперь, напряжем-ка мозги и вспомним древних богинь, замеченных за рождением дитя без (или почти без) участия божественного супруга? Что? Правильно! Конечно, первое что приходит на ум, это она — несравненная Исида, зачавшая солнцеподобного Гора от мертвого Осириса.
Думаете, аналогия с Исидой притянута за уши? Ничего подобного!
В древнем Египте богиню Исиду изображали кормящей ребенка и держащей его на коленях, а статуи делали из черного гранита и кедрового дерева. Исиду признавали великой чародейкой. Конечно, галлийцы и римляне прекрасно знали, что кожа египтянок намного темнее их собственной. Поэтому черный цвет лица статуй служил намеком на древние тайны «Черной Земли» — Египта, страны мудрости и предвечного знания. В Римской Империи конца первого века н. э. Исиду почитали наравне с традиционными римскими божествами, а вскоре «мода» на храмы Исиды распространились и на запад, начиная с побережья Средиземного моря. В начале третьего века н. э. Исиде поклонялись от Петры и Пальмиры в арабских и сирийских провинциях, до Италики на юге Испании и Лондиниума (теперешний Лондон) в Великобритании. Праздники Исиды просуществовали вплоть до шестого века н.э., не смотря травлю язычников и рост христианства.
Особенно долгое время религия Исиды сохранялась в Галлии (то есть на территории современной Франции). Древней статуе этой богини поклонялись аж до восемнадцатого века как Деве Марии в церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже (которая, кстати, была основана на месте, где находился храм Исиды). Вот запись, добавленная к хронике De Gestis Francorum монаха Аймоина (IX век): «Этой Исиде когда-то поклонялись и почитали жители города Лютеция, теперь называемого Парижем, в месте под названием Лутоция, напротив горы Марс…» Статуя долгое время хранилась в церкви Сен-Жермен-де-Пре, пока священник не уничтожил ее киркой в 18 веке.
А вот в крипте под Шартрским собором и сегодня можно увидеть Подземную Черную Мадонну. Хроники утверждают, что ей поклонялись ещё за сто лет до Рождества Христова. Она сидит на троне, на основании которого написано: Virgini pariturae («та, которая должна родить»). По словам бессмертного алхимика Фулканелли, «прежде подземные помещения храмов служили жилищами для статуй Исиды, которые стали во время введения христианства в Галлии теми черными девами, которых люди в наши дни окружают особым благоговением».
Да, пещеры, гроты, и не только!
В Римской Галлии храмы Исиды появлялись возле священных источников, легенды о которых дошли до нас из древних кельтских преданий. Таким образом, в одних и тех же «местах силы» на первобытный культ природы накладывался культ богинь язычества, который затем уступил место Черным Девам христианства. Магия благодатных источников была очень широко распространена в прошлом… Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Хорошо, к кому обращались с молитвами французские… простите, галлийские христиане, мы разобрались. А откуда же взялись сами черноликие статуи? Ведь, как сказано выше, сделаны-то они были из кедра — дерева драгоценного, которое нигде в Европе не растёт.
Хроники рассказывают, что некоторых привезли во Францию из крестовых походов. Другие загадочным образом были выловлены в море. Третьи — найдены в лесу. Когда они впервые появились, христианское духовенство, ясное дело, не одобрило культ Черных Мадонн — естественно, ведь женская непокорность, а уж тем более сексуальность была под запретом. Но, давлению толпы пришлось уступить, хоть и с явной неохотой. С присутствием в святилищах смуглянок смирились и даже придумали «политкорректное» объяснение: потемнели, мол, бедняжки, от свечного дыма…
Что касается Мадонны из Рокамадура, то мнения о её происхождении расходятся. По одной версии, статую изготовил сам ветхозаветный Иеремия, по другой — евангелист Лука…
А вот что до чудес, так о них известно точно: да, они продолжают случаться! В 2000 г начался сбор свидетельств для продолжения средневековой «Книги Чудес». Новая выйдет в 2022 года по случаю 850-летия первой. Правда, в 21-м веке термином «чудо» решили не злоупотреблять и заменили его на «действие благодати».
И сегодня Черная Мадонна, «мать всех людей», продолжает прислушиваться к бездетным парам, морякам и безработным. Последнее зафиксированное чудо: некий месье М. безуспешно искал работу в течение многих лет и получил потрясающее предложение на мобильный телефон, когда молился в часовне. Говорят, его радостный вой был слышен по всей долине! Кстати, поделится происшедшем с вами чудом, можно отправив мэйл прямо в часовню.
Если вам посчастливится, и вы поднимитесь по 216 ступеням и окажетесь перед вырытой в скале чудотворной часовней, на пороге вас встретит местный священник. «Будьте осторожны с тем, что вы собираетесь попросить, — скажет он вам, — потому что здесь желания сбываются всерьез. Но мы не несём ответственности за то, как именно вам ответят! Одна женщина, например, три раза приходила помолиться, чтобы иметь детей и родила тройню...»
Библиография:
F. Pommerol, « Origines du culte des Vierges Noires »
Sophie Cassagnes-Brouquet, « Vierges noires du sud de la France : forme et diffusion d’un culte »
Моника Сьё и Барбара Мор, «Великая Космическая Мать. Новое открытие религии земли»
© 2022, Алла Мийа. Все права защищены. При использовании материалов гипертекстовая ссылка на alla-miya.com и указание имени автора обязательны.
Comments